Обучение руководящего и рабочего персонала промышленной безопасности, охране труда, пожарной, радиационной безопасности, а также
обучение водителей и консультантов по перевозке опасного груза

Наши контактные телефоны: +7 (727) 309 00 81 
+7 (727) 309 00 82
+7 (701) 767 97 44
centr_1982@mail.ru

 

В Комитете по ЧС МВД РК состоялся брифинг по разъяснению осуществления государственного контроля в области пожарной безопасности в Республике Казахстан

4 апреля 2018

30 марта 2018 года в Комитете по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан состоялся брифинг по вопросам осуществления государственного контроля в области пожарной безопасности.

Спикерами выступили начальник управления контрольной и профилактической деятельности в области пожарной безопасности КЧС МВД РК Жасулан Актаев, начальник отдела государственного пожарного контроля управления контрольной и профилактической деятельности в области пожарной безопасности КЧС МВД РК Рустем Искаков, начальник отдела технического нормирования управления контрольной и профилактической деятельности в области пожарной безопасности КЧС МВД РК Рамазан Бейсенгазинов.

В ходе брифинга доведен порядок проведения проверок, категории объектов подлежащих проверке, нормативные правовые акты, регламентирующие требования пожарной безопасности, права и обязанности субъектов предпринимательства.

Осуществление государственного контроля в сфере пожарной безопасности является одной из основных функций органов гражданской защиты по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения страны.

В данном направлении деятельности сформированы подходы осуществления государственного контроля, внедрена система оценки рисков, контроль сконцентрирован на объектах имеющие повышенные риски возникновения пожаров и тяжелые последствия от них на людей и материальные ценностей.

Согласно пункту 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса государственный контроль в области пожарной безопасности осуществляется в особом порядке проведения проверок и только в отношении объектов высокой степени риска.

Критерии оценки степени рисков в области пожарной безопасности утверждены совместным приказом МВД от 2 мая 2017 года № 307 и МНЭ от 20 июня 2017 года № 246.

Основные категории объектов, отнесенные к высокой степени риска:

- промышленные предприятия с пожароопасными производствами;
- объекты жизнеобеспечения;
- нефтебазы и склады нефтепродуктов;
- элеваторы (хлебоприемные и заготовительные, производственные, базисные, перевалочные и портовые);
- сельскохозяйственные объекты, животноводческие объекты и птицефабрики – с общей площадью строений более 1500 квадратных метров;
- объекты образования;
- культурно-зрелищные, культовые религиозные объекты - одновременное пребывание 200 и более человек;
- спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы - одновременное пребывание 200 и более человек;
- объекты социальной сферы (дома престарелых и инвалидов, детские дома, дома интернаты, психоневрологические центры и так далее);
- дома и зоны отдыха, туристические базы, где предусмотрено одновременное пребывание 100 и более человек, детские летние оздоровительные лагеря (за исключением палаточных городков) – независимо от площади;
- объекты здравоохранения, оказывающие стационарную помощь – независимо от площади, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь – общей площадью строений 1000 и более квадратных метров;
- объекты торговли и развлекательные комплексы - общей площадью строений 1500 и более квадратных метров;
- аэропорты, железнодорожные и автомобильные вокзалы (станции), морские порты, метрополитены;
- автомобильные заправочные и газозаправочные станции;
- общежития и гостиницы - вместимостью 100 и более человек;
- организации бытового обслуживания - общей площадью строений 1500 и более квадратных метров;
- организации общественного питания - общей площадью строений 1500 и более квадратных метров (без учета площади временных летних площадок);
- многоквартирные жилые дома высотой более 28 метров;
- административные здания и многофункциональные комплексы – общей площадью 1500 и более квадратных метров, а также независимо от площади высотой более 28 метров;
 
Порядок проведения проверок
 
Периодичность проведения проверок, проводимых по особому порядку в отношении проверяемых субъектов, составляет не чаще одного раза в календарный год.
 
Действующие на сегодняшний день положения законодательства в области контроля и надзора создают лояльные условия для субъектов предпринимательства, исключающие проведение необоснованных и внезапных проверок
 
Так, о предстоящей проверке предприниматель знает заранее, полугодовые графики проведения проверок размещаются на сайте Генеральной прокуратуры до начала полугодия. Непосредственно перед самой проверкой проверяемый субъект уведомляется за 30 календарных дней.
 
В процессе проведения проверки, предпринимателю предъявляются только требования, содержащиеся в проверочном листе, являющиеся общедоступными, для возможности подготовки к предстоящей проверке.
Вышеуказанные положения позволяют проверяемому субъекту знать о предстоящей проверке, требования, по которым будет проводиться проверка, иметь достаточно времени для подготовки к ней и устранению нарушений, что в свою очередь исключает возникновение споров по итогам проведенных проверок.
 
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона «О гражданской защите» в случае выявления нарушений в результате проверки на предмет соблюдения требований пожарной безопасности органами государственной противопожарной службы проверяемому субъекту выдается предписание об устранении нарушений. Предписание об устранении нарушений вручается проверяемому субъекту в день окончания проверки.
В случае неисполнения предписания государственный инспектор обязан сформировать материалы для искового заявления в судебные органы для приостановки эксплуатации объекта эксплуатирующегося с нарушениями требованиями пожарной безопасности (пункт 4 статьи 38 Закона «О гражданской защите»).
 
Административная ответственность за нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности предусмотрена статьей 410 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. За неисполнение предписания государственные инспектора в области пожарной безопасности наделены правом составлять протокол об административном правонарушении по статье 462 КоАП, который в дальнейшем направляется для рассмотрения в судебные органы.
 
Подконтрольные объекты, отнесенные к незначительной степени риска, проверяются только во внеплановом порядке. Основания проведения внеплановых проверок четко регламентированы национальным законодательством в области контроля и надзора.
 
К примеру, обращения физических и юридических лиц являются основанием для проведения внеплановой проверки только при наличии в них конкретных фактов о возникновении угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.
 
Проверочные листы
 
Согласно законодательству Республики Казахстан в области контроля и надзора к деятельности проверяемого объекта можно предъявить только те требования, которые перечислены в проверочных листах.
К примеру, к грубой степени отнесены требования пожарной безопасности направленные на исключение условий возникновения пожара, его распространения, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также требования регламентирующие вопросы деятельности негосударственной противопожарной службы, безопасной эксплуатации электрических сетей и электрооборудования, наличия и состояния путей эвакуации.
 
Значительные нарушения - требования пожарной безопасности направленные на профилактику и предупреждение возникновения пожара и создания условий для его успешного тушения.
Незначительные нарушения - требования пожарной безопасности, регламентирующие организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности.
Кроме того, содержание проверочных листов представляет собой перечисление конкретных фабул нарушений и в них отсутствуют отсылочные нормы позволяющие предъявлять в ходе проверки требования не отраженные в проверочных листах.
 
Справочно: Всего проверочные листы содержат 897 требований пожарной безопасности, которые распределены по группам следующим образом: к грубой степени - 369 требований или 41%, к значительной степени – 429 требований (48%), к незначительной степени – 99 требований (11%).
 
Практика применения в работе проверочных листов для каждой категории объектов отдельно, включающие в себя исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности к деятельности проверяемых субъектов, в государственном контроле в области пожарной безопасности осуществляется с 2013 года и зарекомендовала себя с положительной стороны.
 
Подобные проверочные листы повышают правовую грамотность субъектов контроля, в части предъявляемых к ним требований и исключают необоснованное давление со стороны проверяющего органа.
 
Аудит в области пожарной безопасности
 
С 1 января 2015 года введен аудит в области пожарной безопасности, как альтернатива государственного контроля в области пожарной безопасности.
 
Под альтернативой принимается добровольное решение субъекта контроля быть проверенным экспертной организацией без участия государства, поскольку аудит в области пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
 
Кроме того, такая форма проверки несет в себе инструмент поощрения добросовестных предпринимателей, так согласно Закону Республики Казахстан «О гражданской защите» при получении субъектом контроля высокой степени риска положительного заключения экспертной организации данный объект освобождается от проверок на 3 года, за исключением внеплановых проверок.
 
Разрешительная система
 
На сегодняшний день субъектам частного предпринимательства, для начала осуществления своей деятельности (в части разрешительной системы государства), нет никакой необходимости обращаться в территориальные подразделения Комитета.
 
Пресс-служба Комитета по ЧС МВД РК
Источник: emer.gov.kz

 


Вернуться на уровень выше